ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОДИДАКТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Автор: 

ШЕРТАЕВА Н.Т.-к.х.н., доцент, Южно-Казахстанского государственного педагогического
университет, Шымкент/Казахстан. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-6446-4953,
e-mail:Nailyaximik@mail.ru ,
КУРАКБАЕВА А.Х.-Магистрант, Южно-Казахстанского государственного педагогического
университет, Шымкент/Казахстан. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3626-5409
e-mail:Kurakbaeva98@mail.ru,
АЙТУБАЙ П.А.-Магистрант, Южно-Казахстанского государственного педагогического
университет, Шымкент/Казахстан. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-5771
e-mail: pernekul.aitubaevna@mail.ru,
МУСАБЕКОВ А.Т.- PhD, Южно-Казахстанского государственного педагогического университет,
Шымкент, Қазақстан, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8597-6499 e-mail:
mussabekov.aidos@okmpu.kz

doi: 
https://doi.org/10.58937/2022-3-6

Аннотация. В данной статье говорится об определении содержания, разработке методики и
теоретико-экспериментальном обосновании содержательно-познавательного компонента в формировании
познавательной деятельности учащихся через материалы этнодактических идей народной педагогики в
процессе преподавания естественных дисциплин. Показано, что построение воспитательной и обучающей
системы с использованием средств народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности
школьников современном обществе дает возможность для создания целостного учебно-воспитательного
процесса в среде, становление богатой нравственно-воспитанной личности, способной реализовать себя как в
школе, так и в микросреде. Авторы считают одним из дидактических условий использования идей народной
педагогики в совершенствовании форм и методов обучения является обогащение содержания учебного
материала за счет включения в его состав элементов этнической культуры. Эффективными
этнодидактическими средствами служат игры, народные поговорки, пословицы, загадки, сказки, считалки,
скороговорки и т.д. Выбор того или иного средства определяется, прежде всего, его основными функциями.
Был сделан вывод, что в школе учителю нужно знать традиции, обычаи своего народа, их нравственные,
правовые, бытовые, семейные ценности, которые оказывают влияние на формирование у учащихся
педагогической культуры. Рассмотрены вопросы сближения культур, пути сохранения самобытности
культур, живущих в одной стране и являющихся достоянием и богатством человечества. Показана роль
этнодидактики в практике учебно- воспитательной работы школы.
Ключевые слова: этнодидактическими средствами, этнокультурная компетентность, этнос, игры,
народные поговорки, загадки, сказки, этнопедагогика.