Роль математической грамотности в развитии мыслительных навыков учащихся

Автор: 
  • АЗИМХАН Асем - магистрант, Университет имени Сулеймена Демиреля, Факультет «Педагогические и гуманитарные науки». Алматы/Казахстан. e-mail: asemka_azimhan@mail.ru
doi: 
DOI: 10.47751/skspu-1937-0042

Abstract

В данной статье рассмотрена роль математической грамотности в развитии мыслительных способностей, навыков школьников. В ходе анализа отечественных и зарубежных статей было дано обширное определение понятия математической грамотности. В процессе формирования у школьников навыков мышления отдельно рассматриваются математические задачи, выводы, анализ, значение которых в формировании соответствующих навыков мышления (аналитического, критического, творческого, логического). Кроме того, было проведено исследование того, насколько хорошо школьники страны усвоили понятие математической грамотности. Для этого результата были проведены исследования результатов по направлению математической грамотности учащихся по программе PISA – международной программе оценки достижений учащихся. В результате исследования было выявлено, что понятие математической грамотности в стране еще не получило широкого распространения, уровень казахстанских школьников относительно низок, что математика в сознании учащихся ассоциируется только со специальными закономерностями, формулами, арифметическими операциями. Были рассмотрены пути решения этих проблем, в том числе и с учетом их осмысления. Рассмотрены новые методы и приемы закрепления математической грамотности в сознании учащихся, эффективные подходы мирового уровня. Обсуждены новые подходы к формированию понятия математической грамотности в системе среднего образования. Результаты научных исследований могут быть как полезными, так и вспомогательными пособиями для учителей математики, обучающихся в специальных учебных заведениях, в стенах школ и др.

Ключевые слова: математическая грамотность, PISA, навыки мышления, HOTS, школьники.